Основная функция рекламы – информирование, и именно поэтому можно смело утверждать, что она зародилась ещё в древнем мире. Тогда люди передавали друг другу информацию с помощью жестов, звуков и наскальных рисунков. Со времён появления письменности рекламные тексты можно обнаружить на пергаменте, позже на бумаге. Рекламировали не только товары, но и мастеров, политиков, взгляды и многое другое. Глашатаи и ораторы – это ни кто иные, как участники рекламных акций. Со временем реклама развивалась и совершенствовалась, постепенно приобретая тот вид, с которым мы знакомы сейчас. Вместо папируса и наскальных рисунков – пресса, вывески, POS материалы. Вместо глашатаев – промоутеры.
Появление первых промо мероприятий
Считается, что первые промо акции появились в Америке, где зародилось само понятие btl маркетинга. В России их начали применять только в 90-х годах прошлого века. Это связано с появлением на рынке крупных западных компаний, именно они показали русским бизнесменам эффективность промо мероприятий в продвижении товара и увеличении узнаваемости бренда. Позже российские компании также активно начали использовать непрямую рекламу.
Развитие рекламного рынка в нашей стране происходило очень быстрыми темпами. Если американскому рынку понадобилось 200 лет на то, чтобы принять современный вид, то в России на это ушло менее 10 лет. Буквально за одно десятилетие популярность промо акций возросла настолько, что их стали использовать почти все крупные компании, а также средние и даже мелкие фирмы.
Когда есть спрос, появляется и предложение. На рынке стали появляться btl агентства, предлагающие свои услуги. С каждым годом их количество растёт, а качество работы улучшается.
На каком этапе развития btl маркетинг сегодня?
Специалисты маркетинга считают, что и сегодня непрямая реклама находится ещё на начальных этапах развития. Очень многому предстоит научиться российским бизнесменам и специалистам рекламных агентств. До сих пор нередко промо проекты заканчиваются безрезультатно для компании или дают очень слабый эффект. Это связано с тем, что организаторы промо акций, не имея опыта, допускают ошибки, ведущие к плачевным результатам.
Однако опытные агентства уже более профессионально подходят к разработке каждого btl проекта. Первоначально обязательно производится анализ рынка продвигаемого товара или услуги. Также тщательно анализируется и полученный в ходе акции результат. Все эти действия способствуют развитию и совершенствованию маркетинговой деятельности.
Сегодня промо акции активно используются не только в крупных городах России, но и в регионах. Профессия промоутер и супервайзер стала не просто понятной и узнаваемой, а популярной среди молодёжи.
Как будет выглядеть btl через несколько лет?
Уже сегодня идёт перераспределение бюджета atl и btl рекламы. Если раньше руководители компаний отдавали предпочтение прямой рекламе, то сейчас всё больше и больше средств выделяется на продвижение товара методами btl. В дальнейшем ожидается, что ни одна фирма не сможет обходиться без рекламы «под чертой». С годами она будет совершенствоваться, следовательно, будет повышаться её эффективность.